- Криминалистика
На этом мы уже кратко останавливались выше. Но давайте на всякий случай проговорим еще раз: в криминалистике профайлинг — это составление подробной характеристики на преступника, с помощью которой в идеале его можно будет осуществить его верификацию, спрогнозировать действия в той или иной ситуации. Например, если преступник всегда оставляет на месте преступления какой-то определенный предмет, это может дать подсказку о его личности или мотивах. Так профайлинг помогает полиции узнать, какого типа человека они ищут, и куда смотреть, чтобы найти его.
Вот лишь несколько наиболее известных случаев, когда именно работа экспертов по психологическому профилированию помогала следствию найти и арестовать злоумышленника:
- Джон Уэйн Гейси. Профайлинг помог в идентификации этого серийного убийцы. Гейси был арестован в 1970-х годах за убийство более 30 молодых мужчин и мальчиков.
- Грин Ривер Киллер (убийца с реки Грин). Профайлеры предположили, что преступник работает в транспортной отрасли, так как тела жертв часто находились вблизи автострад. Это дало возможность сузить круг подозреваемых. В итоге Гэри Риджвей был арестован и признался в убийстве 71 человека.
- Андрей Романович Чикатило. Именно психологический портрет за авторством Александра Бухановского в конце-концов помог задержать этого знаменитого серийного убийцу. Согласно некоторым сведениям, этот портрет сыграл свою роль и в том, чтобы побудить злоумышленника признаться в содеянном. Ознакомившись с документом, тот перестал отпираться и начал давать признательные показания.
- Деловая сфера
В бизнесе профайлинг помогает понять, что хочет клиент. Компании анализируют:
- Какие сайты они посещают;
И создают портрет своего типичного покупателя. Зная, что клиенты любят или чего ожидают, фирма может делать товары или рекламу, которые точно понравятся именно этим людям.
- Социальные сети
В соцсетях профайлинг помогает понять, что интересно подписчикам. Анализируя, какие публикации они лайкают, комментируют или делают репост, можно "составить портрет" своей аудитории. Это дает возможность создавать контент, который будет максимально интересен и полезен для подписчиков. В итоге, страница или аккаунт становятся популярнее и привлекают больше внимания.
- Банки и финансы
В банковской и финансовой сферах профайлинг помогает понять, какие фин. продукты подойдут клиенту. Анализируя информацию о доходах человека, его тратах и отношении к деньгам в целом, банк может предложить ему подходящую кредитную карту, кредит или инвестиционный продукт. Также это помогает учреждению оценить риски: например, вернет ли клиент кредит или как он будет управлять своими финансами.
- Личные отношения
В межличностных коммуникациях профайлинг — это способ лучше понимать чувства и мысли собеседника. Осматривая поведение, слова и жесты партнера, можно считывать его настроение или желания. Это помогает предугадывать, что может порадовать или расстроить друга или любимого человека, какие темы для разговора будут интересны, и какие — лучше избегать. В итоге, благодаря профайлингу, отношения становятся более гармоничными и понимающими.